Олигарх не может быть поэтом
Как олигарх, талантом не владею –
Даю другим, и не томится взгляд.
Парнасом я со всех сторон объят –
Пишу стихи, как я один умею.
Стихи идут в дома с душой моею,
И каждый дом становится святым,
И лишь богатство – золочёный дым -
Не признаю; стихи писать я смею..
Пускай в веках мой истончится след,
Пускай стихи останутся бледны,
Но жил, писал не зря, забыв себя.
Но знаю я, стихам утраты нет,
Но верю я, собой украшу сны,
И будет славною моя судьба.
Душанбе, Таджикистан,
26.09. 2022
Очень странные стихи. Как можно быть объятым Парнасом? Это ведь гора...
«Стихи идут в дома с душой моею,
И каждый дом становится святым,
И лишь богатство – золочёный дым, –
Не признаю и сам стою над нею.»
Тут я Вас совсем не понимаю: над чем стоите? Если над богатством, то почему «над нею»? Или над душой стоите? Не говоря уже о том, что с приходом стихов «каждый дом становится святым ». Вы как будто считаете себя Богом или пророком.
Я думаю, над нею, над горою Парнас!
Простите, уважаемая СВЕТЛАНА, в моём понимании, Парнас — это не столько и не только географическое понятие (например, гора в Греции), сколько нечто большее — больше в духовном плане (в плане вдохновения), чем нечто заключённое в материальном объекте. И потому охватывает со всех сторон. И дубравы, и девять муз с Аполлоном, и нимфы, и сатиры, и Пегас с Иппокреной… Что касается последнего замечания, то, в «авторской слепоте» я перепутал рода слов (понятий, местоимений) — как-то, «богатство» — существительное среднего рода, «над нею» — местоимение соотносится к существительному женского рода. Спасибо за Ваше замечание, и я исправил. Что касается Парнаса, то не одно десятилетие считаю себя парнасским жителем, парнасцем, и отсюда мой псевдоним — Душанбинский Пан, намекая, что и в Душанбе (в Таджикистане) есть свой поэтический Парнас. А стихи самые обычные, и ничего странного.
И ещё, уважаемая СВЕТЛАНА, по сути, я считаю, для каждого поэта (творческого человека, литератора), то место (область его действий и образа мыслей), где он живёт, работает, размышляет, огорчается и надеется, падает и ошибается, делает открытия и добивается новых творческих вершин — пишет стихи или рассказы, и прочее, — можно с уверенностью называть его Парнасом, и у каждого он — свой. И чем больше подобных Парнасов, где люди рады друг другу — полны радушия и гостеприимства, — тем лучше будет для Поэзии, для самой Литературы, океан которой как раз и начинается с таких маленьких и, на первый взгляд, неказистых ручейков. И отрадно, когда такой ручеёк не теряется в болотистой местности жизненных обстоятельств, не пересыхает до дна от чужого равнодушия, а со временем превращается в полноводную реку. которая впадает в море, а море — в океан. Как-то так...
Андрей, молодец! Отлично ответил. Я с тобой на 100% согласен!
Спасибо, спасибо, АНДРЕЙ, приятно и отрадно, что ты внимательно следишь не только за моим творчеством, но и за моими комментариями. Пускай редкими, но обширными, подробными и обстоятельными. А редкие по той причине, что любой комментарий из-под моего пера — будь то рецензия на чьё-либо стихотворение или небольшое эссе-размышление, как в нашем случае, занимает очень много времени и сил. Если хотите, искренности и душевной энергии. Да, можно сказать, «странные стихи», и на этом поставить точку, не вдаваясь ни в какие объяснения, чтобы всем стало понятно, почему автор выражения «странные стихи» так решил.
И продолжая эту тему, хочу сказать, что не считаю себя ни Богом, ни пророком, а человеком, который 30 лет своей жизни (ещё и раньше — со школьной скамьи) занимается литературным творчеством — пишет стихи и рассказы, и на свои деньги «смешными тиражами (по 50 экз.)» издаёт в Душанбе на базе частных издательств, располагающих ISBN, издаёт собственные книги, откладывая деньги от своего скромного заработка (900 самони или 6. 000 руб) в течение года или полутора лет. И на сегодня, начиная с 2008-го года, издал 12 книг. Сейчас развиваю издание собственных книг в электронной версии, и к старому числу указанных книг ныне следует прибавить три новые: итого — 15.
Теперь, что касается «стихи идут в дома с душой моею / И каждый дом становится святым,..», то говорю от всей души, от всего сердца, что каждый поэт, в том числе и Ваш покорный слуга, открывает свою душу и сердце, вкладывает доброту, искренний свет своих помыслов, свет своего таланта, что становится совокупностью ума, души (состояния психики, гуманистического и социального отношения автора к миру других людей, «к ближнему своему») и сердца (мягкость или чёрствость?), воли и терпения, и всё это многократно помноженное на великий титанический и, в большей степени, бескорыстный самоотверженный труд — не ради гонорара, славы и почестей, каких-то льгот и привилегий, а ради творчества, самой Поэзии и, если хотите, ради того самого Парнаса, который живёт и здравствует в сердце каждого поэта. и, в большей степени, всё это ради Господина (Товарища) Читателя. Каждый автор, вы той или иной степени, вкладывает свою душу и сердце, свой ум, любовь к своему дому, семье, родителям и родной земле, своё понимание окружающего мира Природы, людей, предметов и событий. Каждый поэт вкладывает тепло своей души, не ожидая благодарности, и высшей его наградой будет то обстоятельство, что стихи, неожиданно придя в чей-то дом, вдруг осветят его внутренним светом своей жизненной радости, согреют теплом своей души, прежде проистекающей от души автора. Право, здесь можно сказать, что все мы, поэты, пусть, конечно, не боги («Легко ли быть Богом?» как-то раз задались подобным вопросом братья Стругацкие), но «чуточку пророки» — обязательно.
Послушайте, уважаемый Пан. Ну зачем Вы в словесном болоте пытаетесь утопить суть заданных Вам вопросов. К чему все это многословие? Вы же прямо утверждали, что с Вашими стихами дом становится святым. Никаких аллегорий там не было. Поэтому и вопрос возник к Вам, поэтому и стихи показались странными. Какие Вам нужны еще объяснения?
Меня тоже смутили некоторые Ваши утверждения.
«Пишу стихи, как я один умею».
«Но верю я, собой украшу сны,
И будет славною моя судьба».
Это убеждение в своей исключительности?
И простите меня ради бога, но ставить себе в заслугу издание, как Вы пояснили СВОИХ книг, наверное не стоит. С уважением.
Боже правый, РИФМАЧО, если суть моих искренних и открытых рассуждений Вы называете «словесным болотом», то что Вы называете искренним и открытым, доброжелательным общением между людьми, словотворчеством? А вопросы в Вашем «словесном болоте» я не утопил.
Как выразилась Марина ЦВЕТАЕВА в стихотворении «ПОЭТ»:
«Поэт – издалека заводит речь,
Поэта – далеко заводит речь…»
Далее:
«Планетами, приметами … окольных
Притч рытвинами… Междуда инет
Он, даже разлетевшись с колокольни,
Крюк выморочит… Ибо путь комет –
Поэтов путь…»
И далее-далее-далее:
"… Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом,
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём…»
Теперь к теме нашего диспута:
«Стихи идут в дома с душой моею, И каждый дом становится святым…» — да, Ваш покорный слуга так написал. «И каждый дом становится святым…» не по той причине, что свята моя душа, которая приходит в дома со стихами, а по той причине, что дом, человеческая душа пробуждаются от этих стихов – здесь подразумевается не столько моих, сколько от стихов вообще, — сбрасывают мрак суеты и становятся светлыми. Иначе говоря, святыми. Право, уважаемый, не пишу аллегориями, а весь смысл можно найти между строками и словами, и каждое слово может нести по два-три понятия.
По сути, обращаясь к СВЕТЛАНЕ, стихи пишу самозабвенно – отсюда и «забыв себя». Поэт не следит за временем дня или ночи, сытый он или голодный, одетый или раздетый¸ дома он или на работе, понимают его или нет (право, хотелось бы, чтобы понимали – хотя бы, на муравьиный ус).
В Душанбе уже за полночь, а завтра – считай через 6 часов на работу. 20 лет, как педагог-воспитатель работаю среди местной детворы с вопросами психического и умственного развития, и работа – нравится.
А по поводу издания своих книг в Душанбе – стоит это ставить себе в заслугу или нет? — право, батенька, я с Вами не соглашусь. Конечно, стоит. Ведь книги издаёт своими силами, на свои кровные, не массовый русскоязычный литератор из числа титульной нации, а единственный (официально признанный) русский литератор в стране – с русским языком, с русской душой. Свои книги по выходу в свет не продаю, хотя они обходятся недёшево, а отдаю на руки каждому желающему – от сердца к сердцу, от души к душе.
Мои книги можно найти в библиотеках Путина и Рахмона, в в четырёх душанбинских филиалах фонда «Русский мир» и «в «Русском доме (Россотрудничество)», в посольствах России, Японии, Германии, Франции и США, у Вячеслава Никонова (Москва) и в «Литературной газете», в министерствах культуры, образования, здравоохранения (социальной защиты населения) Таджикистана, в Союзе писателей страны и в Национальной библиотеке республики. Электронные версии – в штаб-квартирах ООН и ЮНЕСКО. И во многих других местах, у многих других людей, важных по социальному статусу и обычных.
Правда, искренне полагаю, пора мне завершать свои рассуждения и размышления, а то боюсь, как Вы выражаетесь, ещё заблудитесь в «словесном болоте», что никакое МЧС не поможет, и «ГЛОНАСС» (исправлено благодаря доброжелательному участию РИФМАЧО) окажется бессильным.
Итак, спокойной ночи. Мир и согласие Вашему дому, Вашей душе и вашему творчеству.
Уважаемый Пан. Я также желаю Вам всего доброго. Хочу начать с просьбы к Вам. Исправьте название глобальной навигационной системы. Оно пишется через «О» и с двумя «С». Спасибо. Теперь по делу.
Если слово «болото» Вас задело, готов заменить его на другое влагосодержащее место, например море. Сути вопроса это не меняет. Я рад, что Вы так хорошо знаете творчество Цветаевой, но мы обмениваемся собственным мнением. Правда? Я искренне рад за Вас и не подвергаю сомнению Ваши слова о местах нахождения Ваших книг. Но даже, если Гутерриш зачитал Вашу книгу до дыр, это не значит, что по этому стихотворению не может быть вопросов. Согласитесь. Позвольте быть с Вами
откровенным. Дело в том, что не только в этом стихотворениии, но и во многих других, Вы черезмерно много говорите о себе. «Я поэт», «Я талант», «Я бескорыстен» и даже о том что в Вас частица Пророка. И далее в том же духе. Что за нарциссизм такой? И нет разницы, глосса это или секстина, если Вы опять возвращаетесь к себе. Вы думаете, что читателю это нужно? Ну прочтут раз и отложат. Еще раз по поводу книг. Если бы Вы издавали просто русских авторов, вопроса нет. Но Вы издаете СЕБЯ, продвигаете СВОИ книги. Это очевидно.
С уважением.
Простите, а что плохого в том, что человек пишет сам, и исходя из собственных скромных возможностей — как писал ранее, мой месячный доход от работы педагога-воспитателя составляет 900 самони или 6. 000 рублей, — посильно издаёт собственные книги «смешными тиражами», откладывая на это деньги в течение года или полутора лет. Свои книги я не «продвигаю», как пишите Вы, но, как цветы, отдаю на руки — просто так, — или отправляю почтовыми отправлениями с уведомлениями, которые возвращаются с пометкой, что книги переданы по адресу.
Как Вы поняли, денег за свои книги не прошу и, чаще всего, сам остаюсь без своих книг — «сапожник без сапог». Далее, «продвигаю себя»? Хм, похоже, Вы мне льстите. Дело в том, что начиная с 2008-го года, когда я начал издавать свои книги и раздавать на руки людям прошёл не один день, не один год, а я до сих пор не знаю, насколько хорошо и светло или насколько плохо и сыро написаны мои книги, написана та или иная книга. Может быть, ими растапливают тандыры для приготовления лепёшек или просто, простите, подтираются? — впрочем, тоже неплохой результат — значит, не зря старался. писал стихи или рассказы, повести, самостоятельно, раз за разом проводил неоднократные редакции, год за годом по крохам откладывал деньги и издавал свои книги: книги, как говорится, пошли на практические цели.
Нарциссом себя не считаю, не упиваюсь своим талантом, мастерством, глядя в зеркало своего мнимого величия, и великим себя ничуть не считаю… Право, «болото» можете заменить «морем» или, лучше всего, «лужей» — оно будет спокойнее, не утонете. Сырость? Ели Вам сыро от моих стихотворений, то можете пойти на солнышко и обсушиться. Ложкой своего раздражения не вычерпаешь море какого-никакого чужого таланта, и сколько не плюй в него и не гадь, море так и останется морем. Помните, «собака лает — караван идёт»?
Как сказал выше, ни святым, ни пророком, ни героем себя не считаю, и чаще пишу от себя, от первого лица по той причине, что мои стихи — это дневники моих чувств, переживаний и размышления, и, более всего, переживаю не о себе. Можете считать меня «балбесом», «болваном», «дураком» - это будет так, как вам угодно, милостивый сударь, — только прошу об одном: «назовите хоть горшком, только в печь не сажайте». Как писал свои стихи и рассказы, так и продолжу их писать. Что в этом дурного? Я кого-то этим обидел, оскорбил, сделал больно или, по отношению к кому-то, поступил подло?
Спасибо, что указали на ошибку: «ГЛОНАСС» — так им быть. Право, сам никак не ожидал, что это «глобальные навигационные спутниковые системы» — представлялось, что расшифровывается как-то иначе, вроде «ЦК КПСС» или «СССР»...
Во-первых, хочу сказать, что я уважаю Ваш труд, и обидеть комментарием не хотела. Лишь высказала свое мнение.
Почему для меня стихи «странные», могу пояснить. Для меня в них очень много спорных понятий. Во первых, не совсем понимаю причём здесь олигарх, про которого кроме как в начале, больше не слова. Во-вторых для меня владеть талантом (как и ремеслом) значит осознавать его, совершенствовать и применять в жизни. Я понимаю, что хотите сказать Вы, но для меня первая строка приобретает странный смысл. Со святостью всё же не соглашусь. Для меня, как жителя земного, от Парнаса далёкого, это слишком смелое заявление). И потом, Вы всё время говорите о самоотверженном труде, что пишите, «забыв себя». Но Вы ведь очень часто именно о себе и пишите. Для меня это явное противоречие. Надеюсь, что свою точку зрения я изложила понятно.
И если комментарии для Вас так энергозатратны, я буду не в обиде, если Вы мне не ответите)
Не обижайтесь, энергии моего творчества хватит на всех… А за критику — отдельное спасибо! Я Вам ответил, сделав свои пояснения. Вы мне ответили, сделав собственные пояснения. И каждая сторона осталась при своих интересах. Очень даже приятно, что из-за такого обычного стихотворения в несколько строк разворачивается такая нешуточная дискуссия. Если люди отвечают, вливаются в эту дискуссию, значит, что-то есть в этом стихотворении — что-то волнует их, трогает за душу. Иначе бы они проходили мимо, закрыв носы, или бы обходили стороной — вовсе бы не открывали страничку этого «с(т)ранного поэта с его с(т)ранными стихами...» Искренне и сердечно благодарю Вас, уважаемая СВЕТЛАНА, что нашли время и возможность ответить мне. Мир Вашему дому! Мир Вашему творчеству!"
Спасибо)
АНДРЕЙ, как-то раз ты спросил меня о том, что такое «глосса»? Я просмотрел все свои прошлые стихи, помещённые здесь и с твоими благодарными комментариями, но тот вопрос не нашёл. Может быть, мой глаз «замылился» и ничего не видит; может быть, я устал и нет необходимого внимания. Поэтому, не долго думая, принял решение ответить тебе сейчас. Думаю, ты на меня за это не осерчаешь, а? Что означает термин литературный (литературоведческий) термин «глосса»?
С одной стороны, это период или толкование непонятного или тёмного места в текстах памятников древней письменности. С другой стороны, это одна из форм «староиспанской» поэзии, и эта форма сводится к тому, что само стихотворение-глосса пишется на тему, выраженную в стихотворном эпиграфе (мотто). Стоит сказать, последовательно каждая строка этого мотто (эпиграфа) завершает собой каждую «восьмистрочную» строфу самого стихотворения (глосса) с определённым построением рифм, чередованием этих рифм. АНДРЕЙ, если ты внимательно читал мои стихи (глосса), то, надеюсь, ты обратил внимание, как пишется и строится это сложное и, тем не менее, интересное стихотворение. Искренне желаю тебе и всем авторам этой странички больших и малых творческих побед, радоваться поэтическим успехам и не огорчаться от мелких поражений. Если сегодня что-то не вышло по каким-то причинам и обстоятельствам, то не след опускать руки и унывать – необходимо выдержать паузы и продолжить с новыми силами, с новой творческой энергией.
Спасибо большое за разъяснение. Хотя я и не очень то и понял. Не учился я этому всему. Ну ничего, все со временем образуется!
Ничего страшного, АНДРЕЙ, сейчас опубликовал новое стихотворение-глосса: «В своей душе Парнас я обустроил...» — ты можешь, при случае, не только прочитать, высказать своё мнение, но и посмотреть, как оно пишется. Итак, первые четыре строки — это и есть эпиграф (мотто), который и определяет структуру и замысел всего стихотворения. Прошу, обрати внимание, что каждая строка эпиграфа завершает собой ту или иную строфу из восьми строк (обрати внимание на рифмы, на порядок, каким образом располагаются рифмы). Я использовал, в построении своей поэтической строки, форму итальянского сонета — например, Петрарки.
Спасибо! Посмотрю конечно!
Спасибо за такую нежную и светлую красоту: мир Вашему дому! Мира и развития Вашему творчеству!
Благодарю.