"Никто не разгадал меня совершенно..." К 215-летию Н. В. Гоголя
… В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова, Николай Васильевич Гоголь оставил после себя десятки бессмертных произведений и… столько же тайн, до сих пор неразгаданных исследователями жизни и творчества писателя. Ещё при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики стало известно, что Н. В. Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.
Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась ныне известная всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казнённого Кочубея.
Родители Николая Васильевича были мелкопоместными дворянами. Отец, Василий Афанасьевич, обладал живой любознательностью, литературными способностями и ярким даром рассказчика с врождённым украинским юмором. Мать, Мария Ивановна, женщина с золотым сердцем, неизменно доброжелательная во всём и покорная провидению, часто говорила: «Душа моя видит через оболочку тела».
Гоголь, наречённый в честь Святителя Николая Мирликийского, появился на свет в 1809 году в Сорочинцах, на Полтавщине. От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и способность к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.
Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и 10 лет от роду он был отдан в Гимназию высших наук князя А. А. Безбородко в Нежине.
В гимназии Гоголь прославился как актёр гимназического театра. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал и производил впечатление загадочного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха. Гимназисты, мастера в деле прозвищ, называли его «Таинственный Карла» по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".
В гимназии Гоголь мечтал о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими обширными и неопределёнными планами он и приехал в Петербург, где испытал первое тяжёлое разочарование. Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах». Честолюбивый молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга и вспоминал родную Полтавщину. Устроиться на службу ему не удавалось, в актёры его не приняли. Единственной возможностью для самовыражения стало писательство.
Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. «Переписывая глупости господ-столоначальников», молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".
В Петербурге Гоголь публикует свое первое произведение – поэму в духе немецкой романтической школы, наивную идиллию "Ганс Кюхельгартен", написанную ещё в Нежине. Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжёг их. До конца своей жизни писатель никому не признавался, что Алов - его псевдоним.
В конце июля 1829 года, расстроенный неудачами, он отправился в Германию. Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины» – письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу.
В 1830-м в «Отечественных записках» был опубликован его «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. Повесть заметили Антон Дельвиг, Василий Жуковский, Пётр Плетнёв, на квартире которого в мае 1831 года Гоголь познакомился с Пушкиным. После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновлённый Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.
Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.
Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.
Книга имела большой успех. «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. — Какая поэзия! какая чувствительность! … Поздравляю публику с истинно весёлою книгою».
Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость. Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника. Так появился «Ревизор». Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому, — вспоминал впоследствии Гоголь. —Это был сюжет «Мёртвых душ»».
Пьеса «Ревизор», впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедры на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в том же году уехал за границу «размыкать тоску». Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собирался в путешествие ещё до премьеры «Ревизора». Уехав за границу в июне 1836-го, он исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том «Мёртвых душ».
Вплоть до 1841 года Николай Васильевич работал над первым томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837 года, отправился в Москву. Однако московская цензура не пропустила произведение в печать. Белинский посоветовал Гоголю переправить рукопись в Петербург. После исключения из книги некоторых особенно острых мест «Похождения Чичикова или Мёртвые души» увидели свет.
Выход первого тома стал для Николая Васильевича переломным событием. С этого времени он испытывал всё большие сомнения и душевные терзания, мечтал о создании в двух последующих томах образов идеальных героев, незнакомых доселе помещичьей России. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами второго тома более 10 лет. Однако труд не приносил желаемого результата: положительные герои выходили неживыми, перевоспитать старых не получалось. В 1845 году писатель предал огню уже завершённое произведение. После этого снова взялся за перо.
Будучи в Риме, Гоголь подхватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжёлая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным были видения, посещавшие Гоголя во время болезни. Как писала его сестра Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь «благословение», и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, Гоголь воспринял это как знак свыше ехать в Иерусалим к Гробу Господню.
Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. – У Гроба Господня я был будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
Ненадолго болезнь отступила... Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше. Он вновь стал бодрым и весёлым, как прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома «Мёртвых душ» своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией. Однако, когда второй том поэмы был дописан, Гоголь ощутил опустошённость. Всё больше им стал овладевать «страх смерти», которым когда-то мучился его отец. Тяжёлое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.
В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трёх часов, после чего взял портфель, извлёк из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.
Считалось, что в ту ночь он вторично сжёг именно второй том "Мёртвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А что было сожжено в камине, до сих неясно.
После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силён, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.
В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. По словам доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя, «Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил бы гораздо дольше».
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Сражённый кончиной Гоголя, Тургенев написал: «Гоголь умер! … Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё ещё не хочется ей верить… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших!».
Спасибо, Ирина, за столь подробное жизнеописание великого писателя. Многие детали жизни и творчества этого талантливого человека, мне были неизвестны. Вы помогаете ликвидировать пробелы в образовании.))
Спасибо за отзыв, Сергей. Интернет нам в помощь! Сама очень многого не знала. Но, когда начинаешь раскапывать, то очень многое открывается. Я Гоголя с детства обожала..gif)