Ошибки авторов блиц-конкурса "Финт ушами - 13"

Ошибки авторов блиц-конкурса "Финт ушами - 13"

Вот и закончился литературный конкурс о мистическом, невероятном и смешном. Авторы потрудились на славу. Все большие молодцы! Впереди вас ждут итоги голосования и дипломы.

А пока пришло время устроить разбор полетов. Зачем это нужно? Для того чтобы учиться и совершенствовать писательское мастерство. Ведь чем лучше мы пишем, тем больше сердец читателей завоевываем.

На связи Елена Кукочкина — помощник организатора конкурса Светланы Рожковой, а также дипломированный редактор.
Ну что ж! Начнем.
В этот раз тексты гремят несколькими серьезными ошибками:

  • Плохо прописаны диалоги.
  • Есть речевая недостаточность.
  • Хромает техническая сторона.

Первое. Диалоги.

Встретился в конкурсе автор, у которого отсутствовала экспозиция. Экспозиция — это вступительная часть, где автор сообщает факты о месте, времени, обстановке. То есть в рассказе, в самом его начале не создана обстановка, не прорисована картинка, но сразу идут диалоги. Только диалоги! Читателю нужно догадаться: от какого лица идет повествование, кто это говорит, в каком месте герой находится и что происходит вокруг?

Читатель не хочет догадываться, а хочет плавно читать и понимать суть. Да, есть такой прием, когда весь рассказ строится на диалогах. Очень часто такой метод применяют на курсах писательского мастерства. Задача такова: с помощью прямой речи писатель должен попытаться рассказать историю и рассказать так, чтобы все поняли. Но так как у нас не писательские курсы, а все же конкурс, то экспозиция должна быть хотя бы минимальной. Если экспозиции будет недостаточно, читатель останется в замешательстве и бросит чтение. Но в то же время, нужно помнить, что всю экспозицию сразу выкладывать нельзя. Оставьте интересные части для того же диалога. Помните, диалоги должны интриговать, смешить, а иногда менять ход событий.

Еще одна ошибка  — это плохое создание портрета/образа героя, который произносит речь. К примеру, разговор происходит между двумя людьми, а создается чувство, что только один герой говорит. Только один говорит! Почему? Потому что автор манеру разговора (тот же диалект) вкладывает что в разговор одного героя, что в разговор второго героя. Они одинаково говорят и весь диалог сливается. Плюс, отсутствие косвенной/авторской речи, и все — монотонность обеспечена.

Поэтому одна из функций диалога — это создание образов героев, которые бы отличались от других героев. Как это сделать? Все просто. Нужно хорошенько представить своих героев. Нужно нарисовать у себя в голове портрет героя или выписать на листочке отличия этого героя от другого. Подумайте:

  • Что отличает моего героя от других действующих лиц?
  • Каков его внешний портрет?
  • В какой обстановке он живет?
  • Каков его социальный статус?
  • Что он хочет получить? Какие его желания? Что он чувствует? Что думает?

И вот, когда вы ясно увидите образы героя или героев, начинайте писать диалог. 
Не забудьте разбавлять диалоги действиями героев. Действия — это основа рассказа вашей истории.

«Если вы не знаете про своего героя ничего, кроме его имени, если не можете представить себе, как он реагирует, если не слышите его голоса, если пишете наугад, ваша рука не выведет ничего, кроме фальшивого диалога» (Роберт Макки, «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов»)

Еще одна ошибка создания диалогов — это неправдоподобность. Так и хочется сказать: «Не верю!», потому что в жизни так не говорят люди.

На конкурсе мне встретился рассказ, в котором человек выкладывает незнакомцу сразу всю информацию о себе, что он делает, почему здесь находится. При этом автор не пояснил, к примеру, что его герой так волновался, что стал выкладывать все. Если бы такое пояснение было, то ситуацию можно исправить. В противном случае: «Не верю!»

Что нужно сделать, чтобы прописать диалог? Очень ясно представить себя на месте героя. Вы — парень, первый раз встретились с девушкой, она вам понравилась, как вы будете говорить? Наверное, начнете задавать вопросы, слегка мяться в ответах, спотыкаться в словах. Но точно не выложите целый абзац из слов с заготовленной речью. Поэтому диалог и нужно продумывать.

Дам еще несколько общих советов авторам, как писать диалог?

Необходимо понимать, в каком состоянии находится герой. Расслаблен он или на эмоциональном подъеме. К примеру, чем эмоциональней человек, тем короче он выражается. Если человек пробежал несколько метров, чтобы спасти кого-то — вряд ли он способен вообще разговаривать. Если человек находится в сниженном эмоциональном состоянии, тоже не захочет разговаривать — нужен ряд действий, чтобы его разговорить.

Обратите внимание на психотип героя. Чем сложнее психология героя, тем более сложным создаем диалог. Если человек задумчив и разумен (дипломат, профессор), его предложения будут более длинными, а речь продолжительной. И, наоборот, к примеру, подросток сокращает слова, использует сленг.

Не стоит речь героя заполнять всеми синтаксическими конструкциями, которые вы знаете. В настоящей жизни мы не разговариваем деепричастными или причастными оборотами. Мы говорим намного проще, чем пишем, и это нужно учитывать. 

И помните, что диалог — это пласт, который иногда движет произведение. Пока вы не продумаете суть вашей истории, его концепцию, кульминацию, не продумаете, где создать нужное напряжение — браться за диалоги бессмысленно.

Чего не нужно делать в диалогах? Это болтать без умолку. Так персонажи не станут более реальными. Как пишет Роберт Макки: «Это все равно, что нацепить потные майки и думать, что это сделать людей спортивнее. Диалог, хорошо написанный, содержит гораздо больше, чем составляющие его слова и фразы — за каждым текстом в нем встает подтекст»

Вторая проблема авторов  — это речевая недостаточность. И я говорю не просто о пропуске одного слова. Я говорю о пропуске целых предложений, необходимых для точного выражения мысли.

С речевой недостаточностью мы сталкиваемся каждый день в устной речи. Когда мы ведем разговор в жизни, мы часто вместо слов пользуемся жестами или миллион раз повторяем: «э…», «а…»

Примерно то же самое происходит и в текстах писателей. Многие писатели в голове представляют место, время и контекст событий. Но написать об этом забывают. Они перепрыгивают от одного места к другому, забывая, что мы — читатели — не видим картинку глазами автора. Также писатели апеллируют терминами, но не объясняют их. Пока читаешь, хочется притормозить и сказать автору: «А объяснить? А пояснить?» А пояснить забыли. Да, читателю не нужны все подробности. Читатель многое может достроить в своей голове, но точность не помешает. А также не помешает плавный словесный переход от одной темы к другой, от одних событий к другим.

Пропуск целых кусков текста, которые живут только в писательской голове, приводит к нарушению причинно-следственной связи, к ущербу изложения содержания. 

Поэтому текст нужно перечитывать прежде, чем выставлять на всеобщее обозрение. Для этого текст нужно отложить. Пускай он «переночует», а ваша голова отдохнет. И вот через день, а можно и неделю — возьмите написанный текст и прочитайте заново. Вы лучше увидите дыры, и поймете, где следует отредактировать текст.

Третье. Вот мы приближаемся к той самой редактуре или технической стороне исполнения.

В классической литературе, не касающейся, например, оформления специальных справочников или заголовков титульных листов, НЕ ПИШУТ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ. Да, именно такими огромными буквами или, как еще их называют, «Капс локом» не пишут. Почему?

Прописные буквы считаются неуважением к собеседнику и приравниваются к крику. В литературе прописные буквы используются только в аббревиатурах, в наименованиях (собственных именах существительных), заголовках, в справочниках. Откройте любую книгу — роман, детектив, сборник рассказов или энциклопедию — текст никто не выделяет прописными буквами целиком. Прописными буквами — максимум заголовок или название книги.

Возможно, автору кажется, что он так поставит акцент на словах, в тех же диалогах. К сожалению, «Капс лок» показывает только беспомощность автора. Автор не знает:

  • как донести до читателя важность слов,
  • как привлечь внимание,
  • как передать эмоции. И думает, что большие буквы донесут до читателя всю суть изложенного.

Что лучше сделать? Как научиться передавать эмоции с помощью обычных слов? Ловите лайфхак: не нужно пускаться в пространственное объяснение чувств, чтобы читатель все понял. В детских книгах авторы не используют много синонимов и не прописывают каждое чувство того или иного героя. Если так писать, то детская книга будет перегружена текстом, а это недопустимо для совсем маленьких читателей. Но авторам все равно удается передать эмоции в детских книгах: так, один герой расплакался, другой — обиделся. Всем все понятно. А почему? Потому что у читателей есть воображение, и оно прекрасно умеет дорисовывать все, что может показать ему автор. И для этого не нужны заглавные буквы. Для этого нужны слова, даже минимальные: обиделся, расстроился, рассмеялся, ушел прочь.

Это первое. Второй момент — это знаки препинания. Да, пунктуация — дело сложное, но возможное! Очень трудно читать текст, если нет минимального знания о пунктуации. Если нет возможности нанять корректора, тогда следует немного поучиться (больше информации можно найти в интернете). 

Я сделаю акцент на пунктуации в диалогах. Обратите внимание на кавычки, тире и запятые, с какой буквы начинается речь автора.

А — речь автора (еще ее называют косвенной речью)
П — прямая речь

А: «П».  А: «П! или? или…» (выбрать один из знаков)  
Алексей закричал ей вслед: «Я тебя никогда не прощу!».

«П», — а. 
«П!?...» — а.(один из знаков) 
— Я люблю его, — призналась Вера.
«Я люблю его», — призналась Вера.

«П, — а, — п». «П, — а, — п!?...». (!?...один из знаков) 
— Его нужно перенести в другую комнату, — суетилась бабушка над лежащим в беспамятстве внуком, — здесь нечем дышать. Мальчику нужен свежий воздух! (то же самое прописывается с кавычками)

«П, ! ? … — а. — П». «П, ! ? … — а. — П ! ? …»
— Ты, думаешь, я сумасшедшая? — с презрением бросила Вера. — Это все от большой любви. А как иначе? (то же самое прописывается с кавычками)

И еще! Это конкурс, и тексты желательно перед отправкой редактировать. Да, не у всех получается видеть ошибки. И да — многие делают ошибки, а опечатки встречаются даже в книгах, прошедших через руки корректора и редактора. Но старайтесь перечитывать текст. О работе с черновиком я пишу вот здесь: https://msrp1.ru/articles/1116-chernovik-vstupitelnoe-slovo-redaktora.html
Для редактирования также можно использовать сайты, где вам найдут ошибки бесплатно.Для этого в открытое окно нужно просто вставить текст:

Сайты для проверки грамматики:

https://text.ru/spelling

https://languagetool.org/ru

Желаю всем авторам вдохновения, творческих успехов и новых работ! Обязательно следите за анонсами конкурсов и принимайте участие! Всех ждем!

 

Оценки читателей:
Рейтинг 10 (Голосов: 8)

Статистика оценок

10
8
RSS
16:53
+2

Прекрасная разъяснительная статья в помощь авторам! Спасибо!

Очень рада быть полезной! 

19:42
+1

Елена! В этот раз вы дали обобщённый обзор урок — не называя авторов. Спасибо Вам за продолжение творческих мини-мастер-классов!

12:17
+1

Спасибо и Вам за приглашение в мир блиц-конкурсов! Интересная работа с авторами, которым есть к чему стремиться и куда идти. Да, обошлась без конкретных авторов, ошибки у всех похожие. В этот раз бросились в глаза диалоги и пунктуация! Очень захотелось об этом написать.

Спасибо за полезный урок.

12:18
+1

 

11:57 (отредактировано)
+3

Спасибо за полезную статью.

И ещё небольшое уточнение www.bolshoyvopros.ru/questions/564277-kak-pravilno-pisat-v-russkom-jazyke--ili-.html. Там указано, что правильно "?!", а не "!?". Пришлось столкнуться при редактировании. 

12:25
+1

Любовь, отлично, что нашли хорошую картинку, как раз в тему! Авторам будет полезно.
Спасибо за комментарий! Отлично, что вы заметили разницу! Верно писать "?!". У меня выше "!?" — это выбрать один из знаков (я там написала, но, возможно, сразу не разобраться), т.е. выбрать либо восклицание, либо вопрос, либо многоточие при постановке знака пунктуации в конце предложения.
«П! или? или…» (выбрать один из знаков)
(!?.. один из знаков)

Но я за любую правку ошибок, потому что редактор — живой человек, иногда тоже ошибается.

Здравствуйте. Я на сайте новичок. Подскажите, где увидеть итоги конкурса? 

13:12
+2

Результаты скоро будут. Следите за разделом «Статьи»:
https://msrp1.ru/articles

В Положении сроки подведения даны до 29.10.24 Если бы Положения читали не надо было бы дёргать Админа или организаторов. Мы — не боты! Мы живые люди, и времени, бывает, что не хватает — будьте терпеливее пожалуйста и читайте Положения, мы же для чего-то их помещаем предтечами к конкурсам, точно не для того, чтобы потом ещё каждому отдельно его рассказывать. Орг. Светлана.