Карты дорог. 15
Под стук колес и мерное дребезжание вагона я задремал. Поначалу было немного не по себе, глядя на землю с высоты, но потом я привык и даже перестал обращать внимание на периодические толчки, лязганье где-то снизу и отрывистые гудки локомотива.
«Едешь будто по длинному мосту», ― подумал я и посмотрел на Риту.
Девушка спала на лавке напротив, свернувшись калачиком. Вместо подушки она положила под голову собственный вещмешок.
«Вот с кого пример нужно брать», ― улыбнулся я и закрыл глаза.
Разбудил меня свисток станционного смотрителя. Непонимающе я глядел на железный перрон и выхаживающего по нему краснолицего упитанного мужика в черном форменном кителе. Голову его венчала фуражкой с синим околышем и квадратной золотой кокардой. С чувством собственного достоинства, мужик постоянно дул в свисток, отчего его лицо становилось ещё краснее.
― Остановка? ― спросила проснувшаяся Рита.
― Наверное. Вон как усердно свистит. Пойду узнаю у проводника сколько будем стоять. Вдруг получится размяться.
Проводник скучал на перроне около вагона.
― Надолго мы здесь? ― спросил я.
― Полтора часа, ― ответил тот, ― строго по расписанию.
Видимо ему было скучно, и он принялся мне объяснять суть таких долгих остановок.
― На перегонах это всегда один путь, а в районе станций путей несколько. Нужно пропускать встречные поезда. Перегон освободится, и мы поедем.
Вернувшись в вагон, я передал его слова девушке.
― Прогуляемся? ― спросила Рита.
Мы вышли на перрон и отправились к опоре. Сойти на поверхность можно только там. Как обычно предполагалось спускаться по винтовой лестнице, что было долго, либо воспользоваться подъемником, но за деньги. За две монеты, лифтер запустил нас на платформу и включил механизм. Медленно, но гораздо быстрее, чем пешком, мы двинулись вниз.
Изрезанная глубокими трещинами скальная поверхность планеты не позволяла построить дорогу на земле. Поэтому на относительно ровных местах сооружались гигантские металлические опоры, представляющие собой легкие решетчатые пространственные фермы квадратного сечения, на которые опиралось железнодорожное полотно.
Эта планета называлась Целлас. Странный мир. Рэм был прав, когда говорил про пар и уголь. Именно так всё и устроено. Вкратце, рассказать об устройстве Целласа можно следующим образом. Здесь имелись неограниченные запасы богатой железной руды, что позволяло добывать её открытым способом. После чего руду отправляли на обогатительную фабрику. Там её разделяли на концентрат и хвосты, причем концентрат отправлялся на металлургические комбинаты, где перерабатывается в сталь. Таким образом, добыча железной руды являлась важным процессом в экономике планеты, обеспечивающим сырьем множество отраслей промышленности.
Узнали мы об этом не сразу. Активировав межпространственный переход, мы с Ритой оказались неподалеку от городка со странным названием Каг’як. Предусмотрительная Рита прихватила с собой несколько золотых монет, доставшиеся ей в Ней-Чедо после обыска убитого окунга. Наверное, он ограбил банк или ювелирный магазин. Искали, естественно, другое, но монеты решили приберечь на будущее. И вот тут они нам очень пригодились. Как сказал хитроглазый хозяин местной лавки, золото есть золото, поэтому с удовольствием взял две монеты в обмен на местную валюту «по очень выгодному курсу». На эти деньги мы оделись, обулись и сходили в местный музей. Честно говоря, это была моя идея. Мы шли по центральной улице Каг'яка и остановились возле здания, вывеска на котором представляла собой шлифованную каменную плиту с нанесенными на ней золотой краской буквами. Витиеватая надпись гласила: «Музей естествознания, науки и истории планеты Целлас. Филиал главного музея. Не проходите мимо – умножьте знания»!
― Надо зайти! ― решил я.
― Думаешь? ― спросила Рита.
Я пожал плечами, и мы зашли. В общем, в двух небольших помещениях мало чего было интересного, но сведения о планете нам очень пригодились. Теперь мы хорошо понимали в каком мире оказались. Заодно в музее навели справки о крупных заводах и предприятиях.
― Всё важное в Стартерре, ― объяснила нам работник музея ― преклонных лет интеллигентная дама, — это столица и она расположена на широком плато. В таких городах как наш свободного места мало. Заводы разместить негде, поэтому у нас только добыча руды. Грузовые поезда ходят регулярно. Первые четыре вагона пассажирские. Уехать можно.
Таким образом у нас появилась конкретная цель и вот уже мы с Ритой спускаемся вниз на одной из станций. Платформа дернулась и остановилась.
― Приехали, ― сказала Рита и первая вышла на твердую скальную поверхность.
Станционную опору разместили на небольшом островке. Кроме самой опоры здесь имелось поселение, жители которого были в основном работниками станции. Я окинул взглядом уходящую за горизонт подвесную дорогу. Воистину это было чудо инженерной мысли. Всё здесь строилось из железа и камня. Древесина на планете ценилась на вес золота. Мы с Ритой видели редкие скалы, поросшие чахлыми деревцами и кустарниками. Такая растительность не могла являться строительным материалом. Все постройки, которые нам встречались, строили из камня, которого здесь хватало с избытком. Еще из камня сооружали поддерживающие железнодорожные пути стойки. Перегоны бывали длинными, и дорога без поддерживающих элементов просто упала бы от собственного веса.
― Алекс, есть хочешь?
― Не откажусь, ― ответил я, чувствуя, как заурчало в желудке.
На ближайшем к нам здании красовалась вывеска: «Едальня». Ничтоже сумняшеся мы прошли внутрь.
― Так я и думала, ― сказала Рита, — это кафе. Мы зашли по адресу.
В меню предлагались блюда из мяса птиц. Салатов и овощных блюд не наблюдалось.
― Правильно, ― решил я, ― откуда им здесь быть? Земли почти нет. Одни скалы.
На вкус еда оказалась вполне приличной. Мы подкрепились и у нас ещё осталось полчаса до отправления поезда. Я хотел дойти до края острова и посмотреть на разлом вблизи, но в этот момент послышался крик:
― Помогите!
― Это где-то там! ― Рита показала на здание, стоящее прямо под железной дорогой.
Я кивнул, и мы понеслись в ту сторону. Кричал мужчина. Бедолага забрался на элеваторную ленту, не удержался и упал, но успел ухватится за край руками. Силы были на исходе, и он рисковал свалиться в яму с углем. Опередив Риту, я первым вбежал вверх по узкой ленте.
― Давай руку! ― крикнул я.
Рита была уже рядом. Вдвоем мы подняли мужика на ленту.
― О, спасибо! Ещё немного и я бы себе все кости переломал. Уголь застрял в приводе барабана, я наклонился, чтобы его достать, и вот ― не удержался.
― Опасное дело, ― заметила Рита.
― Есть такое, ― вздохнул мужик, ― но куда денешься? Сообщают, что у локомотива следующего поезда полупустой тендер. Мы пополняем запас. Из этой ямы лентой уголь грузим вот в этот кузов.
Он указал на висящую на четырех цепях железную лохань.
― Потом его поднимают наверх и грузят в тендер. Я ― Збигнев. Работаю служащим на станции Сатария. Живу, понятное дело, тоже здесь.
Мы назвали свои имена и помогли Збигневу спуститься на землю.
― Так вы с поезда? Как же я сразу не догадался!
Я кивнул.
― Скоро отправление, но стоянка долгая и мы решили прогуляться.
― Спасибо вам еще раз! ― Збигнев затряс мне руку. ― А это моё хозяйство. Там котельная с паровым двигателем. Я за ним слежу. Есть у меня напарник, Михей, но приболел он.
― А там что? ― спросила Рита, указав на сложенные в аккуратные кучи металлические детали.
― А я покажу! ― словоохотливый Збигнев повел нас к складу под открытым небом. ― Здесь вот подкладки под рельс на шпалы, а тут боковые накладки в районе стыков. Там дальше гайки и болты. Обходчики регулярно проверяют путь в границах станции. Если что ― принимаем меры.
Я остановился возле аккуратно сложенных здоровенных гаек и шайб. Затем мой взгляд остановился на странной плоской штуковине.
― А это для чего?
― А! ― сплюнул Збигнев. ― Брак. То ли гайка под пресс попала, то ли шайба. Так с вагона и выгрузили. Всё рассортировали, а эта так и валяется. Некуда пристроить. Очень тонкий металл. Выкинуть бы, но я практичный. Авось кому-то пригодится.
Я поднял странную «шайбу». Скорее это был плоский, легкий диск, с отверстием посредине. Сердце почему-то вдруг екнуло.
― А можно на память?
― Конечно! О чем речь! Вы мне жизнь спасли. Берите и вспоминайте спасенного Збигнева.
Я поблагодарил его и сказал, что нам пора.
― Скоро отправление, как-бы нам не опоздать.
Мы распрощались и вскоре уже поднимались на подъемнике на платформу.
― Думаешь, это карта, Алекс?
― А вдруг? ― я пожал плечами.
― Вот интересно. Мы облазили весь Ней-Чедо, но так и не нашли карту. И тут являешься ты сразу с двумя. Не кажется, что тебе поразительно везет?
― Я не знаю. Но если этот диск и впрямь карта ― разве плохо?
― Да, нет. Хорошо. Просто странно все это. Будто кто-то тебя ведет.
Я посмотрел на девушку.
― Насчет вас у меня тоже много вопросов. Только последние события настолько стремительны, что некогда было заводить разговор.
― У нас долгий путь. Всё равно делать нечего. Вот и поговорим. Постараюсь удовлетворить твое любопытство.
Мы забрались в вагон и заняли свои места. Громкий гудок возвестил об отправлении.
― Что тебя интересует? ― спросила Рита.